Думаю, что коллеги по рынку средств электронной подписи меня поддержат. Электронная подпись стала бы применяться более активно, если бы были облегчены и упрощены требования в области распространения и эксплуатации средств криптографической защиты информации для невысоких классов защиты. К примеру, физические лица, небольшие предприятия должны иметь возможность получить программные и программно-аппаратные решения с российской криптографией в федеральных сетях электроники, где они покупают расходники для своих принтеров.
У ЭП всегда было одно главное применение — защищенный юридически значимый электронный документооборот. И пандемия коронавируса дала этому применению новый импульс: за эти 4 месяца стал значительно быстрее развиваться документооборот между предприятиями.
Сейчас некоторые реальные бизнес-процессы переходят на планшеты. Это удобно, и рост рынка электронной подписи будет обеспечиваться, в том числе, и этим сегментом. Я скептически отношусь к мнению, что рынок электронного документооборота будет быстро мигрировать на мобильные платформы, думаю, что за счет мобильных платформ он будет расширяться.
Поэтому противопоставлять решения для десктопов и облачные решения не следует. Когда человек работает в терминальном клиенте на сервере, который за тысячи километров от него, он не разбирается что где, а просто работает. Однако рынку точно нужны более легкие, удобные решения для работы с российской криптографией в контексте браузера. Сейчас во многих информационных системах на компьютере пользователя кроме браузера ничего нет.
Если говорить про электронный документооборот с зарубежными партнерами, то иногда полезно съездить в другую страну, чтобы подписать контракт и заодно немного попутешествовать. Надеюсь, что в ближайшие месяцы нам станут доступны больше стран, люди должны путешествовать и по бизнесу, и просто для души. А если серьезно, то 100% отказ от бумажных документов не так нужен, как перевод в цифру основных документов, которые многими тысячами ходят между странами, это вполне реально.