По словам генерального директора «Актива» Константина Черникова, история успеха строится на нескольких китах. Во-первых, чтобы конкурировать с дешевой китайской продукцией, необходимо максимально автоматизировать и роботизировать процессы. Во-вторых, проявлять большую гибкость и клиентоориентированность — создавать продукцию под конкретные пожелания конкретных заказчиков. И, конечно, правильно взаимодействовать с регулятором рынка. Специфика рынка информационной безопасности заключается в тесной совместной работе компаний и регулирующих органов, регулятора вполне можно считать одним из его создателей. Однако, по словам Константина Черникова, это идет как на пользу самим компаниям, так и рынку ИБ в целом.
В компании «Актив» подчеркивают: сегодня отечественный производитель выигрывает не только за счет политики импортозамещения, но и по объективным причинам, просто потому, что наши технологии и продукты лучше зарубежных аналогов. Как известно, на рынке побеждает тот, кто может предоставить продукцию лучше, дешевле и быстрее. И наши производители, по крайней мере, по первым двум показателям, вполне могут опережать как западных, так и восточных конкурентов. Генеральный директор «Актив» резюмирует: чтобы стать успешным российским производителем, надо действовать как англичане, создавая свой знаменитый английский газон. Просто стричь траву, поливать и удобрять. И так 25 лет.
Компания «Актив» долгое время не стремилась к особой публичности, однако в последние несколько лет, когда оборот стал превышать 1 млрд руб., руководство решило пересмотреть сложившуюся практику. Коммерческий директор компании Дмитрий Горелов подчеркивает: за последние 5 лет выручка выросла втрое. В 2018 году бизнес вырос на 24,2%, суммарный оборот по всем сегментам составил 1,308 млрд руб. На протяжении последних 2 лет компания производит более 2 млн электронных устройств ежегодно.
Сегодня портфель компании «Актив» насчитывает более 100 продуктов и решений для защиты информации. Одним из базовых направлений «Актива» остается производство программно-аппаратных решений в сфере информационной безопасности, в частности, ключевых носителей. За последние 5 лет, по словам руководства компании, общий объем выручки по ключевым носителям вырос втрое. В 2018 году выручка по интеллектуальным ключевым носителям с криптографией на борту увеличилась в 2,5 раза по сравнению с 2016 годом. Как отмечают в компании, этому способствовали спрос на российские разработки со стороны заказчиков и увеличение числа проектов в государственном и финансовом сегментах, где важны высокие требования к средствам защиты информации. Доля проектов для крупных заказчиков увеличилась за прошедший год на 10%, в основном, за счет сотрудничества с госкорпорациями.
Продуктовое направление «Актив» выстраивается на основе двух брендов — Рутокен и Guardant. Первый включает в себя средства защиты и лицензирования программного обеспечения. Именно с Guardant начинался бизнес «Актив». Сегодня доля этого бренда составляет в бизнесе «Актив» 10%, однако при этом бизнес решений различных форматов для защиты и лицензирования программного обеспечения продолжает расти несмотря на то, что эксперты уже несколько раз хоронили это направление. Решения Guardant включают в себя программные средства лицензирования, аппаратные ключи, сервисы для управления заказами на ПО, инструменты для защиты программного кода и т. д. Рутокен компания вывела на рынок в 2000 г. Под этим брендом объединены продукты и решения для аутентификации и создания электронной подписи. Ключевые носители Рутокен используются везде, где требуется безопасное хранение и использование паролей, цифровых сертификатов, ключей шифрования и ключей электронной подписи. Электронные идентификаторы Рутокен представлены в различных форм-факторах: от стандартного USB-токена или смарт-карты до Bluetooth-устройств.
Руководители «Актив» подчеркивают: основные средства компании идут на разработку новых продуктов и «на людей». В 2019 «Актив» начал серийное производство аппаратных аутентификаторов: генераторов одноразовых паролей «Рутокен OTP» и токенов стандарта Universal 2nd factor Рутокен U2F. Активно развивается направление смарт-карт. В 2019 году инженеры и разработчики «Актива» представили заказчикам еще один способ работы с электронной подписью на мобильных устройствах — новую дуальную карту смарт-карту Рутокен 2151. «На борту» всех устройств стоит собственная карточная операционная система Рутокен, включенная в Единый реестр российского ПО.
В 2018 году в партнерскую сеть компании «Актив» вошло более 75 новых организаций. И это в основном это российские компании. Были подписаны соглашения с новыми разработчиками, системными интеграторами и крупными дистрибьюторами. Буквально на днях было объявлено о подписании соглашения между «Активом» и «Лабораторией Касперского». Компании договорились об интеграции продуктов Рутокен с тонкими клиентами под управлением доверенной операционной системы KasperskyOS.
Дмитрий Горелов уверяет: для любой компании-производителя на первом месте стоит создание команды и поддержание ее в рабочем состоянии: «Без людей с уникальными компетенциями и навыками сложно сделать что-то действительно серьезное на рынке информационной безопасности. Во-вторых, это создание, выращивание технологий, которые трудно повторить и которые долго проживут. Все наши значимые продукты выстреливали только после многих лет упорной работы и значимых инвестиций. Во всех наших решениях есть влияние коллег и друзей, технологических и бизнес-партнеров».Главная проблема компании связана именно с поиском и подготовкой кадров, прежде всего разработчиков. По словам Константина Черникова, в компании очень маленькая текучка, а специалистов они предпочитают не нанимать, а «выращивать сами».
Что ждет российских производителей на рынке ИБ в ближайшем будущем? По оценкам директора по развитию компании «Актив» Владимира Иванова, одним из наиболее растущих сегментов остается рынок средств электронной подписи и аутентификации. С самого начала своего появления в 90-ых гг. прошлого века он показывает стабильный годовой рост в 10-30%. В настоящее время объем российского рынка ключевых носителей составляет миллионы штук в год. При этом одним из главных заказчиков в рамках программы «Цифровая экономика» является государство. Речь идет по крайней мере о 282 млрд руб., которые государство готово потратить на цифровые технологии. А основными предполагаемыми подрядчиками по программе могут выступить такие компании как Сбербанк, РЖД, Ростех, Ростелеком, Росатом. Так что перспективы перед российскими производителями стоят довольно привлекательные.