Одни считают, что такие ограничения в интересах «большой четверки» сотовых компаний, другие предполагают, что новые правила — это стремление регулятора в дальнейшем монетизировать популярные частоты или «расчистить» место для нового крупного игрока. Но все эксперты сходятся в том, что если решение примут, то рынок ожидает очередной передел. Интервью порталу дал ведущий менеджер проектов компании «Актив» Алексей Лазарев.
Отрасль волнуется раз…
О предложении по изменению условий работы базовых станций, использующих технологию LPWAN (энергоэффективные сети дальнего радиуса действия), отрасль узнала из письма Ассоциации участников рынка интернета вещей в адрес главы Минкомсвязи и председателя ГКРЧ Константина Носкова.
В документе, подписанном директором Ассоциации Андреем Колесниковым, приведены доводы против поступившего предложения. С точки зрения организации, обязанность получать разрешение на использование частот для БС приведет к таким последствиям:
- существенно замедлит развертывание сетей и вызовет сокращение темпов роста беспроводных систем LPWAN;
- создаст административные барьеры для операторов и владельцев сетей;
- повысит себестоимость конечных услуг;
- создаст дополнительную нагрузку на проверяющие органы и увеличит расходы бюджета.
В итоге это приведет к снижению темпов цифровизации, затормозит инновации в сфере использования IoT и негативно повлияет на реализацию нацпроекта «Цифровая экономика» (ЦЭ). Что же касается требования использовать отечественное оборудование, то в Ассоциации полагают, что российские компании пока не в состоянии обеспечить требуемый рынком объем производства, качество и функционал базовых станций LPWAN.
В письме предлагается отложить рассмотрение вопроса на более поздний срок, когда будет согласована и утверждена концепция развития сетей интернета вещей (Концепция создается в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура», одного из направлений ЦЭ.).
Также в Ассоциации считают важным обсудить ввод заявительной и бесплатной регистрации базовых станций LPWAN в рамках риск-ориентированной модели контроля и надзора.
Государственный интерес
Сейчас работа в диапазоне 868 МГц практически не регулируется, за исключением ограничений на мощность передатчика и допустимого времени в эфире, что позволяет безопасно использовать эти частоты большому количеству операторов. Как объяснил RSpectr Валерий Геленава, директор по развитию Национального центра интернета вещей, специфика работы популярного протокола lorawan в том, чтобы минимизировать время излучения базовой станции: 90% времени бс принимает сигнал от устройств «Поэтому не совсем понятно, какие конкретно задачи будут решаться с помощью новых правил», — отметил эксперт.
«Стабильная и растущая популярность диапазона 868 МГц влечет за собой потребность в изменении условий использования как со стороны бизнеса, так и со стороны государства», — рассказал RSpectr ведущий менеджер проектов компании «Актив» Алексей Лазарев.
По словам эксперта, недалек тот момент, когда из-за большого количества передатчиков эфир будет переполнен, что напрямую скажется на качестве сигнала. И бизнесу потребуется выделение новых частот или переход на альтернативные технологии. В свою очередь, государство видит в развитии технологий свободного спектра упущенную возможность пополнения бюджета за счет лицензирования и выделения частот на платной основе, уверен А. Лазарев: «Другой реакции со стороны государства на возросший интерес бизнеса ожидать сложно. Ведь использование частот, изначально рассчитанных на домашние радиотелефоны и прочую бытовую технику, теперь может приносить серьезные деньги. Я считаю, что перемены неизбежны».
Невидимая рука сотовых операторов
Руководитель группы IoT компании ICL Services Илья Апполонов считает, что за предложением, внесенным в ГКРЧ, могут стоять интересы сотовых операторов. Они развивают другую беспроводную технологию интернета вещей — NB-IoT, которая работает в лицензируемом спектре. «Учитывая, что диапазоны частот не пересекаются, а ограничения вводятся только в отношении 868 МГц, то складывается впечатление об искусственно создаваемых заградительных мерах», — предположил эксперт.
Сети в нелицензируемом диапазоне могут быть развернуты даже индивидуальным предпринимателем, оборудование относительно дешево по сравнению с NB-IoT, не требуется заключать контракт с оператором, перечислять и контролировать расход средств на счете. «LPWAN является явным источником угрозы для IoT-бизнеса операторов и их лобби просто пытается усложнить использование этих технологий», — сделал вывод И. Апполонов.
А. Лазарев придерживается мнения, что сотовые компании рассматривают нелицензируемые частоты как конкурирующее направление: «Повышение входного порога для устройств, работающих в свободном диапазоне, играет им на руку».
В. Геленава считает, что у операторов, владеющих лицензиями на gsm-частоты, достаточно спектра для развертывания iot-сетей по технологии nb-iot или аналогичной. «Возможно, это делается под конкретного нового игрока с большими ресурсами с целью расчистки конкурентной среды и монополизации спектра», — добавил директор по развитию Национального центра интернета вещей.
С этой гипотезой соглашается Дмитрий Лаконцев, руководитель Центра компетенций НТИ по беспроводной связи и интернету вещей. По его словам, если предложение, внесенное в ГКРЧ, будет принято, то операторы много не выиграют. «Я бы предположил, что планируется создание единого LPWAN-оператора федерального масштаба», — поделился с RSpectr своим мнением эксперт.
Тормозная полоса
Опасения, что новые условия регистрации БС коренным образом повлияют на рынок, вполне оправданны, считают эксперты.
«Очень много IoT-кейсов представляют собой низкомаржинальные проекты. А излишнее регулирование — это всегда финансовая нагрузка. Дополнительные затраты могут привести к тому, что часть кейсов просто исчезнет», — объяснил RSpectr Д. Лаконцев. По его словам, преимущество решений, основанных на технологиях свободного спектра, в том, что они внедряются «здесь и сейчас», без дополнительных согласований, разрешений и лицензий.
Сотовый оператор со своей дорогостоящей технологией в нишу с низкой прибылью не пойдет. Слишком дорогими окажутся и решения LPWAN-монополиста. «Даже если он будет использовать дешевую технологию, к примеру, LoRa, то обязанность работать в лицензируемом спектре повысит стоимость услуги», — предупреждает Д. Лаконцев.
«Такие изменения сильно помешают операторам, которые уже сейчас имеют большое покрытие сетями LoRaWAN», — считает В. Геленава. Далеко не все сегменты таких сетей имеют достаточное количество абонентов. А значит, операторам придется отказываться от части покрытия, чтобы не получать разрешения на каждую базовую станцию и сохранить маржинальность. «Это плохо отразится на потенциальных и пилотных проектах, особенно на тех, которые требуют получения данных от устройств в движении», — говорит В. Геленава.
«Любые изменения, требующие пересмотра правил игры, могут повлиять на развитие отрасли. Будем надеяться, что частоты, на которых уже работают миллионы старых и новых устройств, не тронут», — добавляет А. Лазарев.
Что же касается использования только российских базовых станций, то здесь эксперты не увидели проблем для участников рынка. «Это достаточно простые технологии, которые вполне могут реализовать российские компании. Более того, на рынке уже присутствуют отечественные производители оборудования для интернета вещей. Но обязательно нужно использовать открытые стандарты», — поддержал предложение Д. Лаконцев.
«Даже если документ «закрутит гайки» для иностранных производителей, начать выпуск в России базовых станций LoRaWAN, совместимых с большинством устройств, не проблема, так как LoRa — открытый протокол», — согласен А. Лазарев.
Принцип вытеснения
Д. Лаконцев уверен, нужно не усложнять условия работы в свободном спектре, а наоборот, ослабить регулирование. По этому пути идут в США, где для технологий, использующих нелицензируемые частоты, увеличивают ширину доступной полосы, мощность передатчиков и выделяют новые диапазоны, тем самым ускоряя рост IoT-отрасли.
«В местах, где наблюдается высокая плотность устройств, где есть уверенное покрытие, например, в мегаполисах, сотовые операторы даже без дополнительного регулирования будут вытеснять компании, которые работают в свободном спектре. Если же пользователей мало, то сотового покрытия в этой точке не будет никогда», — уверен Д. Лаконцев.
Низкомаржинальные ниши сейчас в основном заполняют компании, использующие технологии свободного спектра. Они развертывают сети в карьерах для добычи ископаемых, устанавливают счетчики на газопроводах, занимаются экомониторингом, собирают данные для сельского хозяйства.
Если предложение, поступившее в ГКРЧ, будет принято в полном объеме и регулирование будет ужесточено, IoT-бизнес для компаний, у которых нет частотного ресурса, станет невыгодным, а значит, внедрение интернета вещей в России серьезно замедлится.