Представитель Минкомсвязи отмечает, что изменения в законодательство призваны повысить доверие к КЭП, а также установить единые стандарты предоставления данной услуги.
— Электронная подпись может пригодиться, если вы пользуетесь электронными торговыми площадками, государственными порталами и информационными системами. Например, единым федеральным реестром сведений о фактах деятельности юридических лиц, ЕГАИС и пр., а также если вы сдаете отчетность в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат или используете другие сервисы подачи документов в государственные органы, — объясняет Андрей Комиссаров, руководитель коллегии адвокатов «Комиссаров и партнеры».
Документ, подписанный КЭП, имеет такую же юридическую силу, как и бумажный, который подписан собственноручно. На данный момент Минкомсвязью аккредитованы более 400 удостоверяющих центров (УЦ), которые выдают электронные подписи.
Против инициативы министерства выступили представители отраслевого и экспертногоо сообщества. Ассоциации разработчиков и операторов электронных услуг (РОСЭУ) заявила, что такие поправки приведут к бюджетным расходам и создадут риски в системе госзакупок.
— На государственный бюджет ляжет дополнительная финансовая нагрузка. Согласно оценке Ассоциации «РОСЭУ», разовые траты на модернизацию инфраструктуры составят порядка 5 млрд рублей, ежегодные затраты на содержание инфраструктуры и выдачи КЭП — 20 млрд рублей. Для обеспечения деятельности по выдаче КЭП придется нанимать сотрудников, обучать их и платить им зарплату из бюджетных средств. Государство должно регулировать и задавать правила, сервисы коммерческие структуры оказывают дешевле и качественней, — рассказал Дмитрий Горелов, коммерческий директор компании «Актив», являющейся российским разработчиком программно-аппаратных средств информационной безопасности и производителем электронных ключей и идентификаторов.
Сейчас, по мнению ассоциации, система выдачи и обслуживания КЭП работает «бесперебойно».
— По большому счету действующий порядок предоставления сертификатов ключей не нуждается в реформировании, — подтверждает Андрей Комиссаров. — К аккредитованным удостоверяющим центрам закон предъявляет массу обязательных требований, вынуждая центры вести свою деятельность при строгом соблюдении прав граждан и организаций. Случаи мошенничества в области использования КЭП, как правило, связаны с легкомыслием и небрежностью самих пользователей КЭП, нежели с недобросовестностью удостоверяющих центров. В России открыть подобный центр стоит недешево, в то время как лишиться аккредитации можно в два счета. Стоимость активов АУЦ должна составлять не менее 7 млн. рублей, размер фонда финансового обеспечения ответственности за возможные убытки, возникшие по вине УЦ, — не менее 30 млн. рублей.
Против предложения ведомства также выступила рабочая группа «Связь и IT» экспертного совета при правительстве, сообщают «Ведомости». Предложенная реформа приведет к коллапсу деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также к срыву госзаказа из-за невозможности удовлетворить спрос на подпись, пишет рабочая группа.
Оценку экспертов и представителей отрасли поддерживает и Управляющий партнер юридической фирмы Axispravo Алексей Сулин, специализирующийся на информационных технологиях:
— Скорее всего в долгосрочной перспективе бюджет больше потеряет, чем приобретет. Ведь бизнес устроен таким образом, чтобы развивать услуги и предлагать новые. Это приносит не только пользу людям, но и прибыль компаниям, а рост прибыли связан с ростом налогов, которые платятся в бюджет, и их величина растет год от года. В основе деятельности государственных структур лежат иные движущие силы, и стремление к увеличению прибыли в их число не входит. Поэтому на первый взгляд выгодное для бюджета решение в будущем обернется потерями. Может закончится тем, что затраты на содержание сотрудников и материально-технической базы превысят доходы от поступлений.Сами участники отрасли выступают за менее радикальный подход по внедрению единых стандартов выдачи КЭП.
— Нужно четко сформулировать на законодательном уровне правила игры на рынке аккредитованных удостоверяющих центров. Это внесет ясность в деятельность УЦ и позволит убрать недобросовестных игроков, — предлагает Дмитрий Горелов.