@Astera: Какое влияние оказал финансовый кризис на ИТ-отрасль?
Дмитрий Горелов: Российский ИТ-рынок, безусловно, уже пострадал от кризиса и, к сожалению, пострадает еще. Пока делать какие-либо выводы рано. Только в следующем году мы поймем, как он отразился на отрасли в целом.
В настоящее время у наших технологических партнеров и крупных клиентов серьезных проблем нет, но все стараются аккуратно тратить ресурсы, создавая финансовую «подушку безопасности». Можно сказать, что сейчас во главу угла становится не текущая прибыль, а устойчивость.
@Astera: Затронул ли кризис деятельность вашей компании?
Дмитрий Горелов: В какой-то мере мы начали чувствовать косвенное влияние кризиса в сентябре. Но заметных изменений в нашем бизнесе или бизнесе наших партнеров не произошло. Тем не менее, все стали осторожнее подходить к финансовым вопросам.
В нашем сегменте рынка мало используют заемные средства, поэтому «лихорадку» банковского сектора мы ощутили несильно. У нескольких контрагентов были временно приостановлены платежи, но потом все разрешилось. Компания «Актив» работает в двух разных направлениях: защита программного обеспечения и средства информационной безопасности.
Электронные ключи Guardant покупают софтверные компании для защиты своих программных продуктов. Продажи по этому проекту не упали, но их рост замедлился. Клиенты говорят, что предприятия стали меньше покупать дорогие версии их программных продуктов, очень неохотно делают платные обновления.
Другой проект — персональные электронные идентификаторы Рутокен для систем информационной безопасности. Здесь ситуация более оптимистичная, так как сейчас активно реализуются государственные и корпоративные проекты с использованием технологии ЭЦП, где зачастую применяются наши решения.
Почти все задачи, которые мы поставили перед собой в уходящем году, выполнены. У нас было несколько действительно больших, успешно завершившихся проектов. Ряд очень крупных поставок электронных идентификаторов запланирован на первый квартал 2009 года. Как ни странно, лучшим месяцем по объему продаж стал ноябрь, очевидно, сказался отложенный спрос в сентябре и октябре.
Подробное интервью Дмитрия Горелова читайте на сайте @Astera.